Суббота
27.04.2024
15:31
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт МБДОУ "Детский сад № 10" с. Коровий Ручей
Главная Регистрация Вход
Семинар-практикум для родителей »
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Меню сайта

Наши традиции

...

...

Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сегодняшние посетители:

 

Материал семинара-практикума для родителей «развитие познавательной деятельности дошкольников»

 

Скоро наши дети станут школьниками. Что принесет им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит от того, как мы подготовим ребенка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения.

При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитать у него внутреннюю потребность в знаниях или познавательный интерес.

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь, воображение.

Сейчас подробнее рассмотрим составляющие познавательной деятельности.

Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения.

Для выявления уровня внимания дошкольников предлагаем использовать следующие методики:

Методика - игра №1 «Что увидел?»

Методика направлена на диагностику объема внимания.

 

Разложите на столе семь предметов, знакомых ребенку (конфета, карандаш, куколка, машинка, мячик, ложка, кубик, прикройте их салфеткой. Обращаемся к ребенку по имени, а ты любишь играть в прятки? Ответ ребенка. А я тоже люблю играть в прятки. Саша я сегодня пришла в группу и увидела что-то необычное. Мне кажется, что у нас в группе кто–то спрятался в этой коробочке и хочет с нами поиграть в прятки. Ты хочешь узнать кто там спрятался? Ответ ребенка (Да). Показать ребенку эти предметы в течение 3-5 секунд, затем закрыть их салфеткой («предметы опять спрятались») и попросить ребенка назвать их («ищем предметы»). Оценка результата осуществляется по количеству правильно названных предметов.

Уровни развития объема внимания

Низкий уровень: (2 балла) 1-2 предмета названы правильно, отвечает неуверенно.

Средний уровень: (3 балла) 3-5 предметов названы правильно, отвечает неуверенно.

Высокий уровень: (4 балла) 6-7 предметов названы без ошибок, отвечает быстро.

 

 

Методика - игра № 2 «Перепутанные линии»

 

Методика позволяет определить устойчивость внимания.

 

 

 

Уровни развития устойчивости внимания

Низкий уровень: (2 балла) более 3 ошибок, работа выполняется с помощью пальчика.

Средний уровень: (3балла) 2 ошибки, работа выполняется медленно, неуверенно, появляются попытки проследить линию с помощью пальчика.

Высокий уровень: (4 балла) работа выполняется без ошибок, быстро и самостоятельно.

 

Методика - игра № 3 «Найди к домику ключ»

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключаемости внимания ребенка.

На рисунке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, крест, звезда).

Сверху дается образец. Задача заключается в том, чтобы в соответствии с этим образцом в течение двух минут ставить знаки в каждой фигуре как можно быстрее. Сначала пусть ребенок потренируется, затем по вашей команде начинает. (Работать ребенок должен последовательно, просматривая каждый ключик).

 
 

Уровни развития переключения внимания

Низкий уровень: (2 балла) 5 и более ошибок, работа до конца не доводится (более 5 минут).

Средний уровень: (3 балла) менее 4 ошибок, работа выполняется медленно (более 3минут, требуется помощь и напоминания задания, работа доводиться до конца.

Высокий уровень: (4 балла) 1-2 ошибки, работа выполняется в быстром темпе (2-3 минуты, уверенно и самостоятельно.

 

В какие игры можно поиграть с ребенком на развитие внимания?

-«Поиграй в сыщика»

 

Найти и раскрасить треугольники желтым цветом, многоугольники – синим.

-«Найди свое счастье».

Найти два цветка с пятью лепестками.

-«Спрятанные картинки»

 

-игра на слуховое внимание «что лишнее»

Взрослый произносит 4 слова, одно из которых не подходит по смыслу к другим словам. Ребенок должен на слух определить это слово.

Огурец, помидор, редис, яблоко

Сапоги, кроссовки, шапка, валенки.

В качестве средства активизации памяти можно использовать игры типа «Помоги вспомнить». После прочтения сказки можно попросить ребенка напомнить ее содержание, причем делается это в три этапа:

первый раз непосредственно после прочтения сказки,

во второй – на следующий день,

и в третий – через неделю.

Актуальна игра «Кто еще?», которая способствует развитию механизма вспоминания.

Например, на вопрос «Кто летает?» ребенок отвечает: «Бабочка летает, муха летает, самолет летает».

Или «кто плавает?

 

Диагностика памяти у дошкольника

Для определения памяти у дошкольников, можно провести простое тестирование. Выглядит оно так: «Я произнесу слова. Ты должен внимательно послушать и запомнить их: спальня, ваза, тигр, овал, квадрат, ромб, бобер, рыба, зима, заяц, дом, Винни Пух, солнце, еж, облако. Назови все слова, которые ты смог запомнить».

Оценка результата:

Малыш смог назвать 9 – 11 слов – уровень слуховой памяти выше среднего;
• Малыш назвал 7 – 8 слов – у него хорошо развита слуховая память;
• Малыш смог вспомнить менее семи слов – у него низкий уровень слуховой памяти.

Большинство родителей уверены, что гораздо важнее научить ребенка считать, писать, читать и никаких проблем с учебой не будет. Но иногда случается так, что читающий, пишущий и считающий ребенок, придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость. В чем же причина? Оказывается, он не умеет думать самостоятельно, рассуждать, анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, т. е. у него не развито логическое мышление.

 

Игра «Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: это овощ, он красный, сочный.(Помидор)

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

Игра «Кто кем будет»

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

Игра «Что внутри?»

Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например:

дом – стол;

шкаф – свитер;

холодильник – кефир;

тумбочка – книжка

кастрюля – суп;

дупло – белка;

улей – пчелы;

нора – лиса;

автобус – пассажиры;

корабль – матросы;

больница – врачи,

магазин – покупатели.

Вечером, в спокойной домашней остановке проведите игру «Придумай название». Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.

Игра «Чем похожи и чем отличаются»

 

Игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Вам необходимо подобрать пары различных картинок или же пары слов, обозначающих изображенные на них предметы или явления.

Например:
• платье и кроссовки;
• роза и тюльпан;
• заяц и волк;
• сосна и каштан;
• холодильник и пылесос;
• тетрадь и книга;
• клюшка и ракетка;
• рыбы и птицы;
• море и океан;
• человек и обезьяна.

Вопросы рассуждения:

- Как ты думаешь, зачем мама ходит на работу?
- … зачем эти люди пришли в ресторан?
- … для чего нам нужны книги?
- … для чего нам нужны печки и плиты?
- … для чего нам нужны ножницы?
- … для чего человек спит?
- … зачем нам нужен телефон?

Вопросы второго типа:

- Почему масло тает на раскаленной сковороде?
- Почему вода в холодильнике замерзает?
- Почему зимой включают отопление?
- Почему предметы падают вниз, а не вверх?
- Что требуется для жизни собаке, кошке, рыбке?

Вопросы третьего типа:

- Мы хотим пригласить на следующее воскресенье гостей. Перечисли все, что мы должны сделать.
- Роман пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?
- В очереди за помидорами Коля втиснулся впереди Иришки. Как ей быть?
- Леночка пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечисли все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не потеряться?
- Как узнать, сколько времени?

 

Для дошкольника ведущей деятельностью является игра, а возрастным психологическим новообразованием - воображение. Поэтому, если ребенок не доиграл и не дофантазировал, он не сможет легко обучаться в школе в силу психологической неподготовленности, т.к. воображение (как ведущий фактор развития дошкольника) не достигло соответствующего этапа развития. Родителям дома необходимо создать условия для самостоятельных занятий детей рисованием, музыкой, лепкой. Музыка, рисование и лепка, как и игра являются любимыми занятиями малышей. Дети рисуют, как и играют, искренне и самозабвенно. Рисование предоставляет естественную возможность развития воображения, гибкости и пластичности мышления.

Хорошо развивает воображение ребенка игра «На что это похоже»

 

 

 

-игра «На что похожи наши ладошки»

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

 

-игра«Продолжи рисунок»

Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

-игра «Волшебные кляксы».

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

Книга Памяти ДОУ

Обратная связь
Какие разделы сайта вам особенно интересны

Всего ответов: 47

Календарь

Друзья сайта

...
Вход

Поиск