Давайте вспомним наше детство… Что приходит сразу? Конечно, мамины теплые руки, и… любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т.д. – у каждого свое). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает ценностью общечеловеческой, т.к. представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и более веселого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек нужно очень серьезно.
К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. Поэтому необходимо расширить набор детских игрушек посудой и мебелью. Ребенок стремится жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребенку легко освоиться в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально.
В набор игрушек необходимо включать всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребенку, как с ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребенку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрешки. Если хотя бы одну из них ребенок поместит неправильно – матрешки не будут неразлучными сестрами. Так же в этот период нужно вводить в жизнь ребенка различные настольно-печатные игры.
К 4 - 5-ти годам живейший интерес у ребенка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребенок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребенку начинают быть доступными все виды игрушек: и куклы, и строительный материал, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки – кукол и все, что с ними связано. Но и тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото.
К 6-ти годам у ребенка просыпается интерес к моделированию, конструированию, т.е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.
Все вышеперечисленные можно отнести к так называемым «готовым формам», т.е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует еще одна, не менее важная группа – предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее – мусор. Но для ребенка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т.д.
Введение этих предметов целесообразно с 2 - 3-х лет, т.к. именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счет введения воображаемой ситуации («как будто»).
Важно запомнить правило: игрушки надо выбирать, а не собирать! При желании игрушки можно сделать своими руками – и выглядеть для ребенка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию и у вас все получится. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой – хорошая возможность сплочения семьи...